АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА ОДАРЁННОСТИ РЕБЁНКА

(по А.И. Савенкову)
На вопросы отвечать "да", "нет":

1. В сфере изобразительно-художественной одаренности:

  • в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;
  • становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, прекрасно выполненную скульптуру;
  • способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.;
  • любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детскх домиков на игровой площадке;
  • охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение;
  • обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;
  • любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;
  • может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

2. В сфере музыкальной одаренности:

  • прояляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
  • чутко реагирует на характер и настроение музыки;
  • хорошо поёт;
  • вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;
  • любит музыкальные записи;
  • стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;
  • хорошо играет на каком-нибудь инструменте;
  • в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
  • сочиняет собственные оригинальные мелодии.

3. В сфере литературной одаренности:

  • любит писать и сочинять рассказы и стихи;
  • может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;
  • рассказывая о чем-то, умеет хорошо приждерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
  • придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет главное, наиболее характерное;
  • выбирает в соих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания, чувства;
  • умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;
  • склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;
  • умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

4. В сфере артистической одаренности:

  • легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;
  • интересуется актерской игрой;
  • меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;
  • разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;
  • склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;
  • стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает;
  • с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;
  • любит игры-драматизации.

5. В сфере технической одаренности:

  • интересуется механизмами и машинами;
  • может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов;
  • любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск";
  • любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;
  • читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;
  • любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;
  • проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей);
  • быстро и легко осваивает компьютер.

6. В сфере лидерской одаренности:

  • инициативен в общении со сверстниками;
  • сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;
  • легко общается с детьми и взрослыми;
  • улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное;
  • часто руководит играми и занятиями других людей;
  • склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста;
  • другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
  • обладает даром убеждения, способен внушить свои идеи другим.

7. В сфере спортивной одаренности:

  • энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;
  • любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;
  • часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;
  • бывает быстрее всех в детском саду, классе;
  • движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;
  • любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;
  • предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);
  • физически выносливее сверстников.

8. В сфере интеллектуальной одаренности:

  • хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
  • обладает хорошей памятью;
  • легко и быстро схватывает новый "учебный" материал;
  • задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
  • любит читать книги, причем по своей собственной "программе";
  • обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является "отличником", часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;
  • гораздо лучше и шире своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.);
  • обладает чувством собственного достоинства и здавого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
  • очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
За каждый ответ "да" - 1 балл.